понедельник, 17 декабря 2012 г.

Результаты социо-психологического исследования ценностных ориентаций школьников и педагогического коллектива


В исследовании приняли участие учащиеся:
7-ых классов в количестве 38 человек;
8-ых классов в количестве 38 человек;
9-ых классов в количестве 21 человека
И педагоги в количестве 16 человек.

Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьников. Воспитанность есть сформированность ценностных отношений на уровне современной культуры. Более того, воспитанность может рассматриваться как активная позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности и действительности (отношения к учению, труду, природе, людям, самому себе, окружающему социуму).
Поскольку основой воспитания школьников, как главного воспитательного результата деятельности образовательного учреждения являются ценностные отношения, представляется возможным рассматривать сформированные у ребенка ценности в качестве психолого-педагогического показателя эффективности образовательного процесса.
Еще одно обоснование тому, почему сформированность определенных ценностей у школьников следует считать показателями результативности образовательного процесса, нам видится в следующем. Включение человека в социальные процессы во многом предопределяется информационным полем, в котором он находится, поэтому успех формирования у школьников определенных ценностных ориентаций зависит от того, в какой степени данные ценности утвердились в системе отношений конкретного образовательного учреждения, присутствуют ли они реально в поведении педагогов, в характере организуемой деятельности. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог бы для себя констатировать факт соответствия декламируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых ими в отношениях. От этого зависит направленность и эффективность воспитательного процесса в школе.
В связи с этим, нам представляется целесообразным изучение ценностных ориентаций у педагогов нашего образовательного учреждения.
Таким образом, в соответствии с приказом Управления образования Металлургического района администрации г. Челябинска № 516-у от 21.09.2012 года «О проведении анкетирования обучающихся 7 – 9 классов ОУ района по теме «Ценности образования»; приказа МБОУ № 61 № 53 от 28.09.2012 года и плана работы психологической службы МБОУ № 61 на 2012 – 2013 учебный год с целью изучения ценностных ориентаций школьников и педагогического коллектива было проведено психологическое исследование.
Задачи исследования:
1.      Изучить уровень сформированности ценностных ориентаций школьников и педагогического коллектива.
2.      Сравнить доминирующие ценностные ориентации школьников и педагогов.

Характеристика метода, используемого в исследовании 
В исследовании была использована анкета Лукьяновой М.И. «Ценности образования» для учащихся 9-ых классов и модифицированный вариант анкеты для учащихся 7-8 классов.
В качестве базовых универсальных ценностей, определяющих личностную культуру человека, его воспитанность были предложены следующие:
·         Познание (равно как и знание, образование);
·         Личность в аспекте двух ее составляющих: «Я – ценность» и «Другой – ценность»;
·         Общественно-полезная деятельность;
·         Ответственность.
В рамках реализации инновационной площадки в большей степени нас интересуют те личностные ценности, несформированность которых может привести к формированию зависимого поведения.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
«Я – ценность»
В поведении данная ценность проявляется в уверенности в себе, веры в свои достижения и успехи, открытости и искренности в общении с другими людьми, знание о своих позитивных качествах и умении опираться на свои сильные стороны, способности. Шкала «Я – ценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у учащихся такие важные личностные характеристики как стремление к самопознанию, осознанию собственных чувств и поступков, интерес к себе как личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, какой есть.
Наиболее сформированной эта ценность оказалась у учащихся 8-ых классов – 34 % (8а класс – 70 %). Данные учащиеся характеризуются сформировавшейся структурой «Я», глубокой степенью продуктивного самовосприятия, умением самовыражения, уважительным отношением к себе как личности и индивидуальности.
Наименее сформированной способность ценного отношения к самому себе оказалась у педагогов. Половина педагогического коллектива – 50 % редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к  самому себе.
Причина низких показателей по шкале «Я – ценность» у педагогов может заключаться в том, что выполнения успешной педагогической ценности учителю необходимо иметь способность к эмоциональной и психологической децентрации, то есть уметь забыть о своем состоянии и переключиться на состояние ребенка.

«Другой – ценность»
Данная шкала указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у учащихся по отношению к другим людям, готовы ли принять другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважение, доверие, веру в его личностный потенциал.
Данная ценность на высоком уровне сформирована у учащихся 7-ых классов – 37 % (7б класс – 45 %). Высокий уровень подтверждает сформированность у школьников восприятия индивидуальности другого человека как ценности, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способность к быстрому установлению тесных эмоциональных связей с другими людьми при их безусловном принятии и ориентации на их индивидуальные особенности.
Только лишь у 8 % учащихся в 8-ых классах и 10 % учащихся в 9-ых классах получили высокие уровни по данной шкале.
Наибольшее количество учащихся с низким уровнем сформированности ценностного отношения к другому человеку обучается в параллели 8-ых классов – 47 % (8а класс – 47 %; 8б класс – 48 %).
Среди педагогов только 6 % на высоком уровне готовы конструктивно выстраивать субъект-субъектные отношения.
Четвертая часть педагогов не способны воспринимать другого человека как ценность и индивидуальность.

«Ответственность как ценность»
Данный показатель определяет насколько человек чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни; испытывает ли он потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важными жизненным актом взрослого человека; руководствуется ли при принятии своих решений принципами, основанными на чувстве долга; «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.
Поскольку этот показатель очень важен в аспекте формирования социально-адаптивной личности, измерение данной ценности в 7-8 классах мы считаем преждевременным и нецелесообразным.
Лишь 10 % выпускников 9-го класса показали высокие значения в формировании данной категории, что свидетельствует о сформированности у старшеклассников ответственности как особо важной личностной характеристики. У таких учащихся преобладает внутренний контроль, сильно развиты рефлективная позиция и стремление к самоанализу.
При этом, довольно большая группа школьников – 38 % - в очень малой степени осознают либо вообще не осознают необходимость ответственности у человека за себя и свои поступки в жизни, за выбор своего поведения; преобладает внешний контроль в жизненно важных ситуациях.
Среди педагогов данная ценность сформирована на достаточно высоком уровне – 44 %, что говорит о руководстве при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга.

Таким образом, мы можем говорить о преобладающих ценностных ориентациях в параллелях классов.
«Познание как ценность» является преобладающей в параллели 7-ых классов и в группе педагогов.
«Я – ценность» - преобладает в параллели 8-ых классов.
«Другой – ценность»  - преобладает  в параллели 7-ых классов.
«общественно-полезная деятельность» -  преобладает в параллелях 7-8 классов и в группе педагогов.
«Ответственность» - преобладает в группе педагогов.
Кроме того, полученные результаты позволяют провести анализ преобладания тех или иных ценностных ориентаций  с точки категории участников.
Для учащихся 7-ых классов на первое место выходит такая ценность как «Другой – ценность».
Для учащихся 8-ых и 9-ых классов личностно важной ценностью является «Я – ценность».
Для педагогического коллектива нашей школы  наиболее важной и значимой является такая ценность как «ответственность».

ВЫВОДЫ: 
1.      Проведенный анализ ценностных ориентаций свидетельствует о сформированной иерархии ценностей среди старшеклассников и педагогов.  (Приложение)
2.      Низкий уровень сформированности ценностных ориентаций, таких как способность к объективному отношению к самому себе, может являться одной из причин возникновения разного рода зависимостей.
3.      Результаты исследования позволят классным руководителям составлять план воспитательной работы с классом, опираясь на сформированные ценностные ориентации школьников и обращать внимание на те ценности, которые необходимо сформировать.


РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.      Современные научные исследования доказывают, что к формированию зависимости подростков ведет недостаточно сформированный механизм совладания в стрессовых ситуациях, использование  неэффективных коппинг-стратегий.
2.      Цель профилактической работы — оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку и т.п.
3.      Лучше всего такого рода работу проводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и психику человека.
4.      Классным руководителям использовать результаты данного исследования в    составлении планов воспитательной работы с классными коллективами.
5.      Администрации школы учитывать результаты данного исследования в организации эффективной работы с педагогическим коллективом и учащимися.

Педагог-психолог:                                                  Е.А. Огородникова

1 комментарий:

  1. В общем-то, ничего критического я не увидела. "Герои нашего времени".

    ОтветитьУдалить